Волхвы пришли

14 декабря в 16.00 в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5) пройдет торжественное открытие рождественской выставки Ефима Резвана «ВОЛХВЫ ПРИШЛИ». Выставочный проект тесно связан с работой над вторым томом серии «Мой мир ислама».

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? < > И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Евангелия от Матфея (2:1–12)

«Он [Иса / Иисус] сказал: “Я – раб Аллаха. < > И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым!”».
(Коран, 19: 31– 34)

Что объединяет многоголосый арабский базар, наполненный запахом бесчисленных специй и благовоний и праздник Рождества? Откуда на самом деле пришли волхвы и что в действительности преподнесли божественному Младенцу? Почему мусульмане могут вместе с нами праздновать Рождество как свой праздник?

С древности прочно закрепилось представление, что пришедшими с Востока волхвами были персы. Между тем, евангельское указание на то, что волхвы пришли с Востока, совсем не обязательно подразумевает Восток, географически противопоставленный Западу в современном смысле. Греческий текст «Евангелия от Матфея» является переводом с древнееврейского, а географическая ориентация в семитской и греческой традиции не совпадает («карта» семитских народов была ориентирована на Восток, а не на Север). Материальным свидетельством этого служит громадная мозаичная карта-панно, созданная в 560 г.н.э, значительные фрагменты которой можно увидеть сегодня в Церкви Святого Георгия в Мадабе (Иордания). Она сориентирована на Восток, и чтобы увидеть привычный для нас мир, карту нужно обойти слева. В оригинальной древнееврейской версии текста Евангелия, речь шла о том, что волхвы в действительности пришли в Вифлеем с Юга, двигаясь знаменитым Путем благовоний, важнейший маршрут которого начинался в Дофаре (Оман). По нему в Средиземноморье и Междуречье доставлялись ценнейшие благовония, главным образом ладан и мирра, а также африканские специи. Громадный спрос на благовония практически во всех древних цивилизациях был связан с их ролью в религиозной традиции: особые ароматы сопровождали человека от рождения до смерти.

Исследования последних лет показывают, что в серьезном уточнении нуждается и перевод на греческий исходных понятий, в которых мы вслед за традицией привыкли видеть «золото, ладан и смирну». Существуют очень весомые основания полагать, что на самом деле в евангельском повествовании речь идет о ладане весеннего сбора, имеющем бронзовый оттенок, ладане осеннего сбора, молочной белизны, и о мирре. Эти благовония использовались в разных формах (в том числе, как часть более сложных композиций) и в храмовых ритуалах, и в ритуалах жизненного цикла, что наделяло дар волхвов важнейшим символическим значением, хорошо понятным современникам. Речь шла о служении Богу, о жизни и смерти.

В условиях изнуряющей жары лучшее время для путешествия — ночь. Шли по звездам. В кромешной тьме путник видел лишь мириады звезд, свет которых, казалось, пробивался сквозь крошечные дырочки в плотной ткани небосвода: «Клянусь небом и идущим ночью! А что даст тебе знать, что такое “идущий ночью”? Звезда пронзительно сияющая» Или: «Он — Тот, Который устроил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря. Мы распределили знамения для людей, которые знают!» (Коран, 86: 1–3 и 6: 97).

«Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его» (Коран, 4: 169). Почитая Ису/Иисуса как Слово Божие и дух его, как великого Пророка, который придёт судить людей в день воскресения, помня о Марйам, родившей Ису от духа, мусульмане, следуя Корану, могут праздновать рождество и как свой праздник. И лишь столетия политического и идеологического противостояния мешают этому.

Современные исследования, связанные с историей возникновения ислама показывают, что международный торговый путь был своеобразным «реактором», который сплавлял, направлял, видоизменял идеи, образы, представления, связанные с религией, культурой, был важнейшим местом сохранения и передачи информации. Так торговый коридор становился путем к Богу, путем, который оказался важнейшим «инструментом» для создания ислама и послужил потомкам волхвов основой распространения нового религиозного учения.

Когда вы совсем скоро будете покупать и дарить новогодние подарки своим близким, когда увидите радость в глазах детишек и признательность во взгляде стариков, когда будете накрывать на стол, создавая свой уютный и праздничный новогодний мир, вспомните, хотя бы на секунду, о невероятных духовных революциях, потрясших мир множество столетий тому назад и оказавших влияние не только на судьбы всего человечества, но, в той или иной степени, на судьбу каждого из нас, на наши самые простые ежедневные желания, слова и поступки, на наши будни и наши праздники.

Выставочный проект реализован Государственным музеем истории религии и Музем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. Это – один из первых результатов историко-этнографической экспедиции, прошедшей с 15 по 31 марта 2017 г. в рамках проекта «Материальный мир Корана (повседневная жизнь Аравии времен Пророка)», реализуемого МАЭ РАН, Лейденским институтом рационального монотеизма (президент – Аслбек Мусин) и журналом “Manuscripta Orientalia”, при поддержке Министерства по делам религии и религиозного имущества Султаната Оман.

Автор выставочного проекта – Ефим Резван

Режиссер фильма «Волхвы пришли» – Татьяна Соловьева

Дизайн – Дмитрий Ивашенцов и Татьяна Федорова

Каталог и видео к выставочному проекту можно посмотреть и скачать тут