Дорогим читателям
Авторство 15 фотографий
16.01.2024
Дорогие друзья!
Фотограф Татьяна Федорова, участница экспедиции МАЭ РАН в Эфиопию (2008 г.), внимательно посмотрев «Абиссинский калам», обратила мое внимание на то, что 15 фотографий, опубликованных в книге и снабженных подписью о том, что их автором является она, на самом деле ей не принадлежат.
Речь идет о следующих фотографиях:
С. 52. Шейх ‘Умар Гаради при всех регалиях своего достоинства и власти.
С. 79. Девочка под символом веры на стене заповедной территории (фора).
С. 86. Наследник шейха ‘Умара Гаради с плетью — символом власти 2008 г.
С. 88. В «приемной» шейха ‘Умара Гаради.
С. 88. Во второй комнате дома шейха ‘Умара Гаради.
С. 91. Паломник (джила).
С. 91. Посохи (ули) в доме хранителя мемориального комплекса.
- C. 102. Северная стена мемориального комплекса с воротами «Баб ас-Салам».
С. 103. Паломник (джила).
С. 105. Паломник, целующий священный камень (дарама башу).
С. 106. В галерее куббы шейха Хусайна.
С. 106. Вотивные обвязки на окне куббы шейха Хусайна.
С. 108. Фаллообразный монолит, имена Мухаммада и «праведных халифов» на соседней стене.
С. 109. Внутри галереи.
С. 110. Умар Гаради, надевший кожаный плащ расшитый раковинами каури и взявший в руки регалии своей духовной власти. Для этого ему пришлось отставить в сторону их «повседневный вариант»: посох (ули) с надетыми на него золотыми кольцами, саблю и плеть.
Уважаемая Татьяна Михайловна просила донести эту информацию до читателей, что я и делаю, принося ей извинения за допущенные неточности. Все участники экспедиции очень много фотографировали, причем часто — одни и те же локации. В дальнейшем эти фотографии были собраны в архив, который много раз дополнялся, и в котором постоянно проходили перегруппировки материала в рамках текущих задач.
В приведенном выше списке во многих случаях речь идет, судя по всему, о работах замечательного петербургского фотографа Дмитрия Шнеерсона, которому я очень благодарен за многолетнее сотрудничество. В Шейх-Хусейне много снимали также Дмитрий Носницын и Валерия Семенова. Мне очень жаль, если я мог упустить здесь их имена! При этом я очень хорошо знаю, что для меня и для многих моих коллег в первую очередь важно, что все эти фотографии были сделаны в рамках экспедиции МАЭ РАН. В любом случае, я написал обо всем своим друзьям, и буду искренне рад, если истинное авторство удастся уточнить.
Пытаясь разобраться с авторством, я вновь погрузился в наш архив и, перебирая фотографии, снова пережил серию замечательных эпизодов нашей поездки 2008 г. Искренне благодарю Татьяну Михайловну за этот замечательный вечер!
Ефим Резван
Где купить дешевле?
02.09.2023
Друзья и коллеги сообщили мне о громадном разбросе цен на книгу «Абиссинский Калам».
Дешевле всего ее можно купить, обратившись в издательство «Нестор-история».
Ваш,
Ефим Резван
Ефим Резван в Шумерийской кофейне
26.08.2023
26 августа — годовщина расстрела Николая Гумилёва. На вопросы коллег в рамках проекта «Шумерийская кофейня» радио музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме ответил Ефим Резван, автор недавно опубликованной книги «Абиссинский калам».
«О пути от случайно найденного сборника и детских игр в индейцев до масштабной экспедиции, повторившей маршрут поэта, о вещах и фотографиях, привезённых Гумилёвым из Африки, о прорыве, который дарят исследователям путешествия, о неизменном волшебстве Харара и Шейх Хусейна и спутниковых тарелках на бедных хижинах, о разнице во взглядах русской и западной интеллигенции XX века на народы Востока.
Гумилёв – подобный Киплингу колониалист? «Белый человек», свысока смотрящий на другие культуры? Путешественник, романтизирующий, всё что видит? Правда ли, что где-то в Эфиопии течёт река Гумилёвка?»
Ответы можно услышать тут.
«Новый мир, столь непохожий на наш». творческий вечер Ефима Резвана в Фонтанном Доме
25.07.2023
«Европеец, если он счастливо проскользнет сквозь цепь ноющих скептиков (по большей части из мелких торговцев) в приморских городах, если не послушается зловещих предостережений своего консула, если, наконец, сумеет собрать не слишком большой и громоздкий караван, может увидеть Африку такой, какой она была тысячи лет тому назад: безыменные реки с тяжелыми свинцовыми волнами, пустыни, где, кажется, смеет возвышать голос только Бог, скрытые в горных ущельях сплошь истлевшие леса, готовые упасть от одного толчка; он услышит, как лев, готовясь к бою, бьет хвостом бока и как коготь, скрытый в его хвосте, звенит, ударяясь о ребра; он подивится древнему племени шангалей, у которых женщина в присутствии мужчин не смеет ходить иначе, чем на четвереньках; и если он охотник, то там он встретит дичь, достойную сказочных принцев. Но он должен одинаково закалить и свое тело, и свой дух: тело — чтобы не бояться жары пустынь и сырости болот, возможных ран, возможных голодовок; дух — чтобы не трепетать при виде крови своей и чужой и принять новый мир, столь непохожий на наш, огромным, ужасным и дивно-прекрасным», — писал Николай Гумилев в 1914 г. по возвращении из экспедиции в Абиссинию, организованную Музеем антропологии и этнографии. 28 июля в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном состоится мой творческий вечер, посвященный выходу в свет книжного и медиапроэкта «Абиссинский калам» и опыту 2008–2010 гг., когда экспедиции МАЭ РАН прошли по маршрутам поэта. На вечере будет представлено художественное и документальное видео, которое является частью проекта (режиссер — Татьяна Соловьева, оператор — Александр Соловьев).
Жду вас в музее, дорогие друзья!
Ваш,
Ефим Резван
«Русский Эфиоп» Евгений Сенигов
17.04.2023
Дорогие друзья!
В собрании МАЭ хранятся 59 художественных работ Е. В. Сенигова (1872—?), русского офицера, художника и путешественника, а также его эфиопский дневник. Волею судеб в 1898 г. Сенигов оказался в Абиссинии, где поступил на службу к Менелику II и был направлен к наместнику Каффы Вольде Гиоргису, став у него начальником правого крыла армии. Он много путешествовал по стране, рисовал, собирал информацию местных обычаях и традициях. Его акварели этнографического характера, энергичные и темпераментные, завораживают многих и сегодня. Николай Гумилев причислил Сенигова к своим «самым важным» читателям. Мой рассказ о работе над новой книгой в продолжение проекта «Абиссинский калам» можно посмотреть тут.
Ваш,
Ефим Резван